В нынешнем году рынок автоуслуг имеет все шансы стать абсолютным чемпионом по темпам роста. По прогнозам экспертов, за год его объем увеличится как минимум на треть - до 31,5 млрд грн при среднегодовом курсе 8,5 UAH/USD.
Впрочем, владельцы СТО, автомоек, мобильного шиномонтажа и тюнинг-центров неплохо чувствовали себя и в 2009 году. По сравнению с докризисным 2008-м их выручка в национальной валюте выросла на 17,6%. По предварительным данным, объем рынка в прошлом году превысил 24,2 млрд грн.
Высокие показатели рынку автосервиса обеспечили рекордные автопродажи прошлых лет. В 2006-2009 годах украинцы купили более 1,7 млн новых автомобилей, которые, как и положено машинам, начинают ломаться спустя два-три года после приобретения. Еще одной причиной роста рынка автосервиса стало повышение цен - в 2009-м услуги автосервиса подорожали в среднем на 10-20%. Вместе с тем в кризисном 2009-м существенно снизились доходы населения. Это привело к падению спроса на услуги дорогих дилерских СТО. По разным оценкам, фирменные техстанции в прошлом году потеряли до 20% клиентов.
Как правило, до кризиса автодилеры не очень-то беспокоились о качестве услуг, предоставляемых их сервисными центрами. В условиях ужесточившейся конкуренции и падения продаж более чем на 70% им пришлось изменить отношение к обслуживанию. Ведь именно за счет услуг автосервиса большинство дилеров выживали в 2009-м. Если до кризиса собственные техстанции приносили продавцам автомобилей в лучшем случае до 30% дохода, то в прошлом году это соотношение кардинально изменилось. По оценкам компании «Чойс Юкрейн», в минувшем году более половины доходов дилеров пришлось на техобслуживание.
Практически все операторы отмечают, что из-за падения доходов автолюбители сократили затраты на обслуживание транспортных средств. В прошлом году большинство владельцев авто проводили только самые необходимые ремонтные работы, часто откладывая дорогостоящий, но несрочный ремонт на потом. Что, кстати, сформировало значительный отложенный спрос, который сыграет уже в нынешнем году. Но отечественный автосервис остается выгодным и привлекательным бизнесом не только поэтому. Если в развитых странах рентабельность сервисного обслуживания составляет 12-15%, то в Украине доходность отдельных видов автоуслуг превышает 60%. Дело в том, что обеспеченность станциями автосервиса у нас составляет от силы половину европейской нормы: на одну легальную СТО в стране приходится около 1,2-1,4 тыс. легковых авто. В итоге каждая из 5 тыс. официальных украинских техстанций не испытывает недостатка в клиентах, хотя (по независимым оценкам) 95% из них не могут гарантировать качество работ и наличие запчастей.
Одной из основных тенденций посткризисного периода для рынка автосервиса будет старение автопарка. Соответственно, в ближайшие два-три года существенно вырастет спрос на услуги постгарантийного обслуживания. Наиболее активно будут развиваться комплексные СТО, предоставляющие полный спектр услуг по ремонту транспортных средств, ориентированные на средний ценовой сегмент и предоставляющие клиентам широкие программы лояльности и скидки.
Еще одной тенденцией ближайших лет станет рост продаж автомобилей с пробегом. В 2009 году продажи новых авто в Украине упали на 74% - до 160 тыс. Рынок бывших в употреблении машин за тот же период превысил 300 тыс., владельцы которых во время предпродажной подготовки и в ходе заключения сделки тратили $50- 200: на мойку, химчистку салона, ремонт и диагностику. По самым скромным оценкам, объем сегмента комплексного предпродажного обслуживания превышает $15 млн, причем ниша эта практически пуста. По оценкам финансово-аналитической группы Pro-Consulting, в 2010-м долларовый объем рынка автосервиса почти вернется к докризисным показателям: по итогам года его оборот составит около $3,7 млрд. В 2011-м эксперты ожидают увеличения выручки до $4,6 млрд.