Финансовый кризис завлек рядовых украинцев в Cеть: с начала 2008-го количество интерактивных покупателей увеличилось на 30% «За последние три месяца украинские торговые интернет-площадки посетили более 3,5 млн человек, это примерно 30% от всей отечественной интернет-аудитории», — говорит Роман Скрыпник, руководитель проекта «Маркет» компании «УКРНЕТ». Причины ажиотажа очевидны: воодушевленные легендами о дешевизне товаров в интернет-магазинах граждане надеются сэкономить.
«Веб» копейку бережет?
Тренд последних месяцев — увеличение количества любителей поторговаться в Сети. С одной стороны, режим экономии средств сегодня как никогда актуален, а с другой — самих аукционов стало больше. Если в начале 2008 г. в ua-нете активно действовала одна крупная аукционная сеть auction.ua, то сейчас граждане могут выбирать как между всеукраинскими (aukro.ua, torg.alkar.net), так и региональными площадками (донецкая stavka.dn.ua, хмельницкая tucha.km.ua). В минувшем году конкуренцию классическим интернет-торгам начали составлять так называемые скандинавские аукционы (bitva.in.ua, minution.com). Здесь участники играют не на повышение, а на понижение цены. Право сделки получает тот, кто последним предложит уникальную минимальную цену за товар.
Согласно исследованиям auction.ua, в результате уже к декабрю 2008 г. количество покупок на таких ресурсах возросло на 675% по сравнению с декабрем 2007 г. «Интенсивный рост покупок пришелся на последние два кризисных месяца 2008 г. и имел ту же тенденцию к росту и в январе. Вероятно, происходит некая переоценка ценностей у наших соотечественников, при этом растет значение ценовых факторов товара», — считает Ярослав Максимович, руководитель проекта аuction.ua.
В среднем в 2008 г. приобретение в Сети электроники, фотоаппаратуры, мобильных телефонов, компьютерной техники обходилось на 5-30%, спортивных товаров и одежды — на 25% дешевле, нежели в реальном магазине. Но кризис картину изменил. «В декабре прошлого года и январе нынешнего крупные торговые сети («МегаМакс», «Эльдорадо») объявили распродажи, опустив цены на электронику для покупателей, оплачивавших покупку наличными. В итоге некоторые группы товаров (фотоаппараты, компьютеры) оказались на 10-25% дешевле, чем в Сети», — поведал представитель одной из консалтинговых компаний, пожелавший остаться неназванным. Такие сервисы, как Portmone.com, в два-три раза подняли абонентскую плату, ссылаясь на валютные колебания и повышение банковской комиссии.
Ценовые изменения затронут и те группы товаров, которые традиционно продавались через Сеть по завышенным расценкам. Например, приобретение цветов и подарков в онлайн-магазине в 2008 г. обходилось на 10-30% дороже, чем на «живом» рынке. Не исключено, что из-за кризиса торговцы будут вынуждены идти на уступки, а падение продаж в реальных магазинах заставит продавцов «выкидывать» залежавшиеся на складах товары через виртуальные площадки. По мнению экспертов, не изменятся цены на доставку билетов. Правда, в этом случае клиенту придется раскошелиться на 10-30 грн. за доставку, тогда как для электроники, подарков, одежды и т. п., начиная с минимальных 100-200 грн., доставка бесплатная.
Дела наличные
В кризисные времена граждане возвращаются к самой простой и безопасной форме оплаты — кэшу. Тогда как с 2005 г. до первого полугодия 2008-го аудитория, тяготеющая к электронным расчетам, росла. По данным auction.ua, в прошлом году более 50% клиентов указывали в предпочтениях систему «Приват24», возможность расчета наложенным платежом, популярностью пользовались системы наподобие Western Union. К февралю 2009 г. кризис банковской системы рикошетом отразился на количестве электронных платежей. Все меньше желающих использовать для веб-расчетов кредитные карты украинских банкиров — зачастую деньги просто не доходят до места назначения. По словам Ярослава Максимовича, сейчас для расчетов между собой посетители электронных торгов отдают предпочтение «реальным» формам оплат.
С электронной оплатой связана большая часть неприятностей, в которые попадают интернет-шоперы. Основные риски для потребителя возникают при покупке товара в Сети в зарубежном магазине или на аукционе. При доставке товара из-за границы следует учитывать стоимость таможенных сборов: 20% пошлины и 20% НДС придется заплатить за вещи стоимостью выше ?200.
«Покупатель может столкнуться с нюансами таможенного оформления: новые для украинского рынка, а также специфические и эксклюзивные товары могут не «вписываться» в Украинскую классификацию товаров внешнеэкономической деятельности, которая используется для расчета пошлины, определяемой в Украине», — предупреждает Екатерина Гутгарц, партнер «Адвокатского бюро Гутгарца». Дабы обойти возможные недоразумения, бывалые интернет-покупатели прибегают ко всяческим хитростям. Например, просят оформить пересылаемый товар, как нечто вписывающееся в Украинскую классификацию, а также указать, что стоимость вещицы не превышает ?200. Как правило, «забугорные» продавцы входят в положение своих украинских клиентов и соглашаются пойти на «небольшой трюк».
Осторожность — прежде всего
Помимо «родимой» бюрократии, в Сети предостаточно охочих поживиться на неосторожности и доверчивости интернет-пользователей. Согласно исследованиям «Компьютерные преступления и безопасность», ежегодно проводимым Институтом компьютерной безопасности США, средняя сумма убытков американцев от финансовых афер в 2008 г. составила $35 тыс. В Украине подобные исследования не проводятся, однако сумма потерь наших сограждан будет сопоставима с данными американцев.
Подстраховаться от аферистов можно несколькими способами. «Покупки лучше осуществлять в магазинах, давно работающих в Сети. Оптимально оплатить покупку картой Visa или MasterCard, что позволит опротестовать платеж, если что-то выполнено не в соответствии с условиями покупки», — рекомендует Вячеслав Черкашин, эксперт компании «Центр интернет-платежей». На интернет-аукционах следует изучить отзывы о продавцах и покупателях. «Если вы приобретаете товар у продавца, не имеющего рейтинга и рекомендаций, то стоит воспользоваться системой «100%-я гарантия оплаты и доставки товара». При этом аукцион принимает товар и деньги. Товар после проверки на соответствие описанию отправляется покупателю, а деньги — продавцу. Услуга обойдется в 2% от стоимости товара», — поясняет Ярослав Максимович.
Недовольство веб-покупателей все чаще вызывает «качество» полученного товара. Так, в последнее время при доставке из интернет-магазинов покупателю приходится выходить на улицу за покупкой. Сами представители веб-индустрии поясняют свое нежелание заходить в квартиры и офисы клиентов ростом нападений и краж. Однако потребитель при этом и расплачивается на улице, где, как правило, нет возможности удостовериться в нормальном состоянии товара. В итоге можно стать «счастливым» обладателем кота в мешке. Но в этом случае потребителя защищает закон. «В Украине купля-продажа товаров с помощью средств дистанционной связи регулируется специальными «Правилами продажи товаров на заказ и за пределами торговых или офисных помещений». Требования же потребителей относительно качества, безопасности, гарантийного ремонта и обмена товарами удовлетворяются в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей»: потребитель имеет право расторгнуть договор, заключенный на расстоянии, в течение 14 дней с момента получения товара, а продавец обязан вернуть уплаченные деньги и возместить затраты, связанные с возвратом товара, в течение 30 дней с момента получения уведомления», — заверяет Екатерина Гутгарц. В случае же с зарубежными виртуальными лавками вернуть деньги за некачественный товар практически нереально.
Маргарита Ормоцадзе