Советы потребителям
Совет 1
Я хочу быть грамотным и всегда защищенным потребителем
Самый первый совет потребителю, даже - ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ: всегда необходимо сохранять документы, что подтверждают факт купли-продажи.
Это могут быть договора, квитанции, чеки, жетоны, акты выполненных работ, свидетельства субъектов предпринимательской деятельности, правила, например, правила страховой деятельности, рекламные обещания в газетах, буклетах, фотографии, видеокадры, запись на диктофоне, медицинские документы, рецепты и т.п. Из документов, которые вы имеете в бумажном виде, следует обязательно сделать ксерокопии.
Чем больше будет у вас таких документальных доказательств, тем более шансов на успех будете иметь для отстаивания своих прав потребителя в случае их нарушения.
Совет 2
Mои права потребителя нарушены
Шаг первый:
Сразу необходимо написать заявление-претензию о нарушении с требованием относительно возобновления права в адрес руководителя организации-нарушителя (директора магазину, руководителя компании и т.п.) или по имени частного предпринимателя.
Золотое правило, которое приведет к успеху и сократит время, является таким:
· это заявление необходимо сделать не в устной форме, а НАПИСАТЬ в ДВУХ экземплярах;
· передать заявление нарушителю и попросить ОТМЕТКУ О ВРУЧЕНИИ (в канцелярии, у секретаря, у соответствующих должностных лиц и тому подобное), а именно: чтоб проставили входной номер, дату, фамилию и должность лица, которое приняло документ, и (желательно) штамп или печать этой организации;
· в случае отказа в принятии заявления или предоставления подтверждения в ее получении (отметку не делают, но обещают разобраться), необходимо это заявление направить в данный адрес почтой, С СООБЩЕНИЕМ О ВРУЧЕНИИ.
Шаг второй:
Если заявление о нарушении прав не было принято та/або рассмотрено, не был предоставлен ответ или ответ оказалась негативной, необоснованной и незаконной, а проведенные переговоры с руководством заведения не привели к возобновлению нарушенного права потребителя и удовлетворения ваших требований, необходимо написать жалобу к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ По делам ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, которое есть в любом областном городе Украины. Эта жалоба, как и все другие жалобы, должна быть подготовлена та поданная согласно с вышеприведенным золотым правилом.
Шаг третий:
Если жалоба к Управлению по делам защиты потребителей не была довольна, и вам предоставлен письменный ответ, согласно которого этот государственный орган не смог помочь возобновить ваши потребительские права и принудить нарушителя удовлетворить требования потребителя, можно обращаться в суд. Исковое заявление в этом случае не платится судебным сбором (раньше - государственная пошлина), однако, первое чем обратиться в суд, рекомендуем все же обратиться к квалифицированному, опытному адвокату. Адвокат должен пересмотреть все материалы дела, доказательства, возможные свидетельства свидетелей и т.п. И если специалист-правовед подтвердит вам факт нарушения законных прав то наличие всех необходимых доказательств, можно обращаться в суд. Важно также получить от юриста информацию относительно практики судебного разбирательства. Взвесьте также, что судебное разбирательство - это дело не однажды. Учтя все «ЗА» и «ПРОТИВ», ОБРАЩАЙТЕСЬ В СУД.
Совет 3
Я не знаю свои права потребителя и не знаю, нарушены ли они действиями продавца, исполнителя услуги и тому подобное.
Считаем, что необходимым помошником в каждом украинском доме должен быть Закон Украины «О защите прав потребителей». Поэтому и советуем приобрести его, чтоб всегда был под рукой.
Если такого закона дома нет, то с ним можно ознакомиться в ЛЮБОМ магазине или заведении из предоставления услуг, даже в бане и парикмахерской, только нужно обратить внимание на настенный „Уголок потребителя”. Законодатель специально предусмотрел необходимость такого «уголку» для информирования потребителей и обязал всех украинских предпринимателей сделать такую отделку своего заведения. Кроме Закона Украины «О защите прав потребителей», в „Уголку потребителя” должна размещаться информация относительно соответствующих телефонов и фамилий должностных лиц государственных органов по вопросам защиты прав потребителей, к которым можно обратиться с жалобой, и другие полезные сообщения. Например, у отмеченных „Уголках потребителя” должны быть утвержденный в установленном порядке «Правила.» но Порядок торговли непродовольственными товарами, правила торговли отдельными группами товаров, например, хлебобулочными изделиями, Правила торговли на рынках и тому подобное. Эти нормативные акты более детально регламентируют правоотношения в соответствующих сферах и помогут потребителям лучше сориентироваться в той или другой ситуации.
Помните: при ознакомлении с Законом „О защите прав потребителей” следует убедиться, последнюю редакцию ли этого Закона вы держите в руках, поскольку в конце в 2005 году до этого Закона были внесены существенные изменения. Поэтому необходимо руководствоваться последней (на данное время, то есть март в 2007 году) редакцию закона от 01.12.2005.
Совет 4
Я хочу компенсировать моральный вред
Украинским законодательством, в отличие от законодательства многих богатых европейских стран, предусмотрен дополнительный стимул для потребителей в случае нарушения их потребительских прав - право на возмещение морального вреда. Это имеется перспективная норма, и потребителям необходимо знать о ней и пользоваться этим правом, в том числе для того, что нарушители прав потребителя помнили, что кроме материальных расходов они должны будет возмещать пострадавшему также и материальный вред – за перенесенные стрессовые ситуации и тому подобное. Но пользоваться отмеченным правом нужно разумно, не злоупотребляя им.
Согласно со ст.1167 Гражданского кодекса Украины «моральный вред, нанесенный физическому или юридическому лицу неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью, возмещается лицом, которое ее нанесла, при наличии ее вины, кроме случаев, установленных законом».
О моральном вреде (связанную с потерей здоровья, времени, соответствующих возможностей и т.п.), который вам вызвано действиями нарушителя, желательно вспоминать уже в первом заявлении о возобновлении своих прав, а также при написании жалобы к управлению по делам защиты прав потребителей. Возможно, при доброжелательном и честном отношении к потребителю нарушитель-предприниматель, который дорожит своим именем, оплатит какую-то умеренную сумму в возмещение моральных страданий потребителя и без обращения последнего к суду.
Размер морального вреда, который может быть оплачен, не регулируется законодательством – нет ни его минимума, ни его максимума, поэтому вы сами устанавливаете денежную сумму, но размер этой суммы должен быть умным и обобоснованным. Это означает, что не нужно отмечать какие-то космические суммы в миллионах гривен, беря пример из богатой Америки, - все равно они не будут возмещены в Украине.
Перечень страданий и потерь, что пострадавший потребитель отмечает в своих заявлениях, жалобах, исках в суд, необходимо будет досказывать. Поэтому не можно просто написать: «мне был вызван большой моральный вред», необходимо это утверждение обосновать.
Как досказать причинение морального вреда?
Во-первых, ее нужно тщательным образом ОПИСАТЬ.
Во-вторых, если моральные страдания повлекли ухудшение состояния здоровья, необходимо обратиться за медицинской помощью и иметь подтверждения обращения и соответствующего назначения лечения, чеки о купле необходимых лекарственных средств. В дальнейшем это будет доказательством факта вызванного морального вреда и поможет ожидать на более большую сумму возмещения.
С.О. Торопчина-Агалакова, адвокат, вице-президент Украинской Ассоциации потребителей, президент Днепропетровского областного объединения „Адвокат” |