Если купленный в рассрочку товар пришлось вернуть, как быть с кредитом?
- Заказал я в гипермаркете «Світ меблів» мягкую мебель стоимостью 1860 гривен, - рассказывает читатель «Газеты...» Николай Орленко. - Оформил кредит в «Альфа-банке». Через месяц ожидания нам привезли заказ. Ножки дивана еле держались на трех гвоздиках, две из них сразу же отлетели. Естественно, мы отказались от такой мебели. Заказывать в этом магазине больше не было никакого желания, и мы купили диван в другом месте, за наличные деньги. Я обратился в «Альфа-банк» с просьбой вернуть мне деньги наличными или перечислить их на счет другого мебельного магазина, в котором я как раз собирался покупать корпусную мебель. Но в ответ мне предложили только один вариант: отказаться от кредита, теряя при этом комиссионные в размере 207 гривен за его предоставление.
Отвечают специалисты:
- Банк предоставляет клиенту финансовую услугу, но при этом не несет ответственности за качество товара, его несвоевременную доставку и т.д. Это отношения «продавец-клиент», и банк в них участия не принимает. Ранее в подобной ситуации, если клиент по каким-либо причинам шел на расторжение кредитного договора из-за возврата товара в розничную точку, банку он обязан был заплатить комиссионное вознаграждение за выдачу кредита, комиссию за управление кредитом и процент на дату ближайшего платежа по графику. Согласно новой редакции Закона Украины «О защите прав потребителей», клиент имеет право расторгнуть кредитный договор в течение 14 календарных дней с момента его заключения, заплатив только процент за фактическое время пользования кредитом. Так что, положения кредитного договора «Альфа-Банка» полностью соответствуют действующему законодательству и, в частности, вышеупомянутому закону.
Андрей КОВАЛЬ Начальник управления по работе с клиентами ЗАО «Альфа-Банк»
- Банк, действительно, осуществляет только финансовую услугу и не может нести ответственность за качество товаров, приобретаемых в кредит. В то же время, это не значит, что в такой ситуации, как изложенная выше, уплаченную комиссию нельзя компенсировать. Только делать это должен не банк, а поставщик мебели. Если товар оказался некачественным, продавец обязан возместить все расходы, связанные с покупкой. В том числе и расходы по получению кредита. Кроме того, если товар был доставлен с опозданием, покупатель имеет право на пеню в размере 3% от суммы покупки за каждый день просрочки.
Святослав МАСЛАК Юридический советник Украинской ассоциации потребителей |