Тестирование было проведено ВОО "Якість життя" в сотрудничестве с ВОО "Громадянська позиція", при поддержке Киевского Национального торгово-экономического университета (КНТЭУ), Украинского общества товароведов и технологов (УОТТ), Центра независимых потребительских экспертиз "Тест".
Критерии тестирования
Таким образом, эксперты попытались установить, изменилось ли за 2 года - с момента последнего тестирования - обслуживание в продовольственных торговых сетях, работающих в Украине.
В тестировании принимали участие сети продовольственных супермаркетов, которые представлены в разных городах Украины: "Край", "Фуршет", "Рейнфорд", "Билла", "Ашан", "Велика кишеня", "Сільпо", "Мегамаркет". Само тестирование проводился только в городе Киеве. При этом в тесте принимали участие от каждой сети не менее 3 магазинов (при возможности).
Основными показателями данного тестирования были выбраны: скорость обслуживания, профессионализм и приветливость персонала, удобство нахождения и выбора в торговом зале. В общей оценке учитывалось наличие просроченного товара, несовпадение цены в чеке и на ценнике, продажа товаров нетоварного вида и т.д.
Результаты теста
Эксперты констатируют: общий вывод, к сожалению, не утешительный. На лицо снижение качества обслуживания в предпразничный период - период увеличения наплыва покупателей. Среди основных причин отсутствия улучшения качества обслуживания эксперты называют экономический кризис, общий низкий уровень менеджмента и особенности ведения бизнеса в Украине.
Стабильно хороший уровень обслуживания по результатам теста был зафиксирован у сетей "Край" и "Фуршет".
Единственным показателем, по которому эксперты констатировали качественный рост, стал уровень кассового обслуживания. Достаточно серьезные положительные изменения произошли также во внешнем виде, в общении, в профессиональной подготовке кассиров и в удобстве кассовых зон. "
К сожалению, не все радуют небольшим количеством людей в очередях перед кассами и достаточным количеством работающих касс "Сільпо". Огорчила "Велика Кишеня", где в двух магазинах инспекторы столкнулись с нежеланием нормально общаться с покупателями и отвечать на вопросы", - сообщили инспекторы.
По уровню подготовки персонала по-прежнему оценки "отлично" нет ни у одной сети. "
Особенно огорчила сеть "Билла", где инспекторы не только не получили профессиональную консультацию, но еще и столкнулись с очевидной не прикрытой грубостью и агрессией. Также оставляет желать лучшего уровень персонала в сетях "Велика Кишеня" и "Ашан"", - отметили проверяющие.
Кроме того, в сетях "Билла" и "Мегамаркет" были обнаружены просроченные товары, случаи несовпадения цен в чеке и на ценнике - в сетях "Ашан", "Сільпо" и "Велика Кишеня".
Во всех проверенных сетях эксперты отметили улучшение ситуации с оформлением уголка потребителя в магазинах, в связи с чем призвали всех покупателей активно им пользоваться.
Рекомендации
Для избежания попадания некачественных продуктов на новогодний стол и обмана при расчете, находясь в супермаркете, эксперты рекомендуют, кроме прочего, проверять:
- упаковку продукции, ее целостность, наличие срока годности;
- количество ценников на одном товаре;
- совпадение названия на упаковке товара и на ценнике;
- следить за ценами на кассовом мониторе при расчете.