Частные телефоные номера - все более лакомые объекты для спамеров и всевозможных лохотронщиков. "ВД" выясняла, можно ли защититься от подобных атак.
На смену "представителям канадских компаний", в офлайне "впаривающим" нам ненужные вещи, пришли вымогатели виртуальные. Обрушившиеся на нас телефонный спам и телевизионные лохотроны уже называют "чумой ХХI века". При этом экономические трудности, как всегда, только усиливают интерес граждан к телефонным развлечениям (sms-гаданиям, эротическим беседам, интерактивным викторинам, конкурсам и т. п.). Только вот платить сегодня приходится дороже по сравнению с докризисными временами: с октября 2009 г. тарифы на телефонные звонки для участия в ТВ-лохотронах и мобильных викторинах удвоились.
"Я сам обманываться рад"?
С 20 августа с. г. один из телефонных операторов проводит акцию "Болей за "Шахтер" и зарабатывай". Чтобы стать участником акции, надо всего лишь пополнить счет своего мобильного телефона минимум на 35 грн. (одним платежом) до конца года, а также отправить одно sms-сообщение со словом Shakhtar на четырехзначный номер. Дальше начинается просто сказка. За каждый забитый гол "Шахтера" в любом матче сезона 2009-2010 владельцу телефона начисляется бонус (равный 1 грн.). А впридачу к заработанному полагается еще и подарок - абонемент на матчи любимого клуба в означенном сезоне. В "Дополнительной информации" на сайте оператора, набранной микроскопическим шрифтом, все выглядит несколько иначе. Выясняется, что "подарков" имеется всего 100, а чтобы получать бонусы, надо платить 35 грн… ежемесячно. Так что "заработок" на деле оказывается обычным подвохом. Ибо при всем уважении к именитому футбольному клубу вряд ли сумма забитых им за сезон мячей (конвертируемых в гривневые "бонусы") превысит сумму расходов на ежемесячное пополнение счета.
Подобного рода "акции" можно отнести к условно честному отъему денег у граждан ("условно" - если учитывать умелое психологическое давление на "центры азарта" атакуемых). Уберечь свой кошелек в таких ситуациях можно только одним способом: отказаться от участия в предлагаемых конкурсах. Остудить пыл может внимательное прочтение условий игры, особенно набранных мелким шрифтом на сайте или же в "бегущей строке" на экране телевизора. Там можно узнать, что, к примеру, принять потенциальное участие в телевикторине может только "каждый пятый", позвонивший на телефонные номера, указанные на экране. Что стоимость минуты разговора по стационарному или мобильному телефону с платными "маркетинговыми" центрами сегодня составляет уже 7-15 грн. (в октябре 2008 г. - 4-6 грн.). А стоимость sms за оплату гороскопа или участие в конкурсе выросла с 2,5-3 грн. до 4-15 грн.
Желание схватить телефонную трубку и пустить деньги на ветер может обуздать и недавно появившаяся в СМИ информация о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в отношении организаторов платных телевикторин "Денежный дождь" и "Телешанс". Организаторов этих телеигр следственное управление ГУ МВД подозревает в "умышленном завладении средствами телезрителей, потраченных на телефонное соединение с оператором связи под видом участия в игре в прямом эфире" (правда, эти телевикторины были закрыты пару лет назад).
Купи, отгадай, позвони!
Более назойливый способ отъема времени, нервов и денег - названивание на телефоны с целью "втюхивания" товара или услуги. Главное при этом - вынудить если не купить, то хотя бы отправить sms или перезвонить на нужный номер. Расплодились новые схемы, выкачивающие деньги со счетов. Например, при попытке… "отписаться" от sms-спама. За "бесплатное" сообщение о согласии с "отпиской" мошенники снимут с вашего счета порядка 30 грн.
Самым действенным способом защиты от спама и нежелательных звонков остается составление "черных списков", закрывающих доступ к вашему номеру. Например, при назойливых звонках на ваш стационарный телефон стоит обзавестись аппаратом с автоматическим определением номера и заказать услугу АОН у "Укртелекома" (2,47 грн./мес.). После чего, узнав контакты "прилипал", внести их в "черный список" (до 5 грн./мес.). "Черные списки" могут помочь и при мобильных "покушениях". Правда, функция составления "нежелательных номеров" есть не во всех телефонах. Если ваша трубка не поддерживает составление black list, можно купить соответствующую услугу блокировки у оператора (до 10 грн./мес.).
Увы, по данным опрошенных "ВД" экспертов, не менее половины телефонного спама санкционированы самими операторами. "Мы предоставляем юридическим лицам услугу рассылки массовых сообщений. Однако мы не передаем третьим лицам данные о базах номеров мобильных телефонов наших абнентов", - говорит Оксана Рудюк, начальник департамента корпоративных и внешних связей Life:). Если рассылка инициирована оператором, то по требованию абонента поток sms должен быть остановлен. Но только в теории. Как заверила Оксана Рудюк, "отписаться" от санкционированной оператором рассылки можно, перезвонив в call-центр компании. "Я обращался в call-центр несколько раз. Никакого эффекта. Как получал по два-три спам-sms в сутки, так и получаю", - сетует Сергей, пользователь Life:).
Но даже если оператор и пошел навстречу, отключив клиента от "своей" sms-рассылки, от всего потока спама это все равно не избавит. Поскольку половина телефонного "мусора" приходит без ведома операторов. По словам Сергея Гипша, руководителя проекта Gipsh.com, "базы городских и мобильных телефонов украинцев продаются на радиорынках". Спамерам остается только загрузить базу в компьютерную программу и разослать sms с помощью интернета. "Зная базовые значения номеров оператора, мошенники генерируют списки номеров sms-рассылок. Операторы делают все возможное, чтобы сократить возможность попадания к абонентам подобных сообщений", - говорит Антон Володькин, директор по маркетингу компании Beeline. Однако проще защититься от подобных sms, настроив прием сообщений и звонков только по своей закрытой группе абонентов. Минус такой защиты - человек, не внесенный в вашу эксклюзивную группу, попросту не сможет с вами связаться.
"Интересуетесь квартирами? Это так эротично…"
В более неприятной ситуации оказываются те, кто хочет получить ту или иную полезную информацию от компании, позвонив, к примеру, в ее офис. Как оказалось, многие компании недобросовестно используют такие звонки. Проблемы начинаются уже тогда, когда потребитель оказывается перед фактом, что за звонок придется платить - и немалые деньги. При этом информации о том, что звонок является платным, в рекламных объявлениях таких компаний попросту нет.
Корреспондент "ВД" выяснила, что зачастую телефонные номера таких компаний выглядят совершенно обычно - без дополнительных кодов - и позиционируются как так называемые прямые "укртелекомовские".
Одним из способов рекламы таких компаний являются и sms-рассылки. Собственник мобильного телефона, получивший подобный спам, никогда не догадается, кто его прислал, а значит, не сможет и "отписаться" от него. Если же спам пришелся "ко двору" и наивный гражданин, интересующийся, к примеру, вопросами сделок на рынке квартир, позвонит по указанным номерам со стационарного телефона, он получит счет на сумму 30 грн. только за соединение. А перечислить эти деньги придется… "Укртелекому".
Как выяснила "ВД", сотрудничеством с сомнительными конторами, общение с которыми стоит для граждан в разы дороже обычных разговоров, грешат все без исключения "телекомщики". Правда, ни один оператор не признается, что имеет свою маржу со звонков абонентов на номера с завышенной стоимостью разговора.
При этом тот же харьковский филиал "Укртелекома" открыто приводит на своем сайте перечень "избранных" фирм, а также сами "эксклюзивные тарифы". К примеру, минута "живого эротического общения" по прайсам, предоставленным "Укртелекомом" НПП "Укрспецсвязь", стоит для граждан 6,33 грн. Странно, что в этом же списке оказались и консультанты по недвижимости. А главное - о цене телефонных консультаций с ними нигде не сказано. Самостоятельно же проверить на официальных сайтах, почем "разговорчик", догадается далеко не каждый потребитель.
Роман Химич, руководитель экспертной группы Netton.Telecom
- "Отписаться" от навязчивой sms-рассылки теоретически можно, подав жалобу оператору с указанием номеров спамеров. Если спам приходит с внутреннего номера оператора, то поток должен быть остановлен. Но операторам, зарабатывающим на массовых sms, не всегда выгодно блокировать номера спамеров. Особенно если сам оператор занимается рекламными рассылками. В результате жалобу абонента не спеша "мурыжат", истощая решимость человека бороться за свои интересы. Если в течение 30 дней оператор не ответил на ваше обращение, подавайте жалобу в Госпотребзащиту и пишите повторное письмо в компанию с угрозой предать конфликт огласке.
Леся Запорожец, начальник отдела по управ лению и развитию отношений с контент-партнерами компании "Киевстар"
- По факту жалоб от абонентов мы пытаемся блокировать несанкционированные sms-рассылки и предотвращать их возобновление. Технически определить, получает абонент sms по собственной подписке или же его номер попал в базу спамеров, сложно. Поэтому мы рекомендуем клиентам воздержаться от передачи своего номера посторонним лицам, не оставлять номер мобильного при заполнении анкет для участия в акциях, розыгрышах и т. п. Механизмы блокирования sms-спама зависят от источника несанкционированных рассылок. Поэтому клиенты могут самостоятельно защитить себя от спама путем использования встроенных "черных списков" sms.