Импортозависимый рынок чая не обошло стороной снижение курса гривни, диктовавшее правила игры на рынке всю первую половину года
Компании, на 100% импортирующие чай, сдали позиции. Их продажи упали практически в два раза в натуральном выражении. Их место на полках магазинов заняли производители, фасующие чай в Украине, либо крупные корпорации, способные покрыть курсовые убытки за счет доходов от своих сильных брендов.
Чайные компании, чьи ценники находились в четкой зависимости от курсовых тенденций последнего полугодия, утратили свои позиции на рынке. Неблагоприятная экономическая конъюнктура вызвала рост стоимости заграничного чая в 1,5-2 раза.
Как отмечает председатель правления компании «Мономах» Богдан Барабаш, как и на всех рынках, потребитель опять выбирает более дешевый товар, отказываясь от премиум-сегмента. «Продажи 100%-ных импортеров упали практически в два раза в натуральном выражении, и кое-кто из них на грани выживания»,— отмечает менеджер.
Среди наиболее пострадавших участники рынка называют бренды Dilmah, Hyleys, Edwin, AKBAR. «Бренда Dilmah уже практически нет в Украине, мы его уже не считаем конкурентом и не мониторим их работу»,— отмечает представитель одной из компаний — лидера чайного рынка в Украине.
С ним согласен и менеджер по связям с общественностью и прессой СКУ ООО «Пирамида» (ТМ Ahmad Tea, Grace!, TET) Александр Алискеров. По его словам, если позиции Dilmah были лидерскими в начале 90-х годов, а в 2003-2004 гг. бренд был в первой пятерке, то сейчас его доля — уже менее 3%.
Освободившиеся ниши импортеров заняли компании, фасующие чай в Украине. Небольшие цейлонские компании, поставляющие чай напрямую, просто не выдержали конкуренции. Однако украинский потребитель все же сможет увидеть цейлонский напиток на полках благодаря крупным компаниям, способным компенсировать убытки импорта за счет своих более сильных брендов.
Одновременно альтернативой для потребителя стали чаи собственных торговых марок сетей, предлагающих напиток дешевле вполовину. Еще одним предложением стал чай на развес из мешков. Этот сегмент занимает 2% рынка и большой угрозы брендам-лидерам не представляет. Однако он может стать заменой некоторых дешевых марок напитка.
Как отмечает начальник аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник, если этот продукт будет хорошего качества и дешевле только за счет отсутствия рекламы, продвижения и фасовки как таковой, тогда он будет активно завоевывать свою долю рынка.