Вчера была опубликована консолидированная финансовая отчетность группы МТС. Ее украинская "дочка" – второй по количеству абонентов оператор в стране – улучшила свои показатели по сравнению с I кварталом. Эксперты отмечают, что улучшение ситуации – это общерыночная тенденция. Однако о том, будет ли она устойчивой, можно будет говорить лишь в конце года.
Крупнейший мобильный оператор в СНГ – группа МТС – вчера опубликовал финансовые результаты за II квартал 2009 года. По сравнению с I кварталом выручка компании в Украине увеличилась на 104 млн грн – до 1,977 млрд грн, правда, в сравнении с соответствующим периодом прошлого года она снизилась на 8%, или на 177 млн грн. При этом маржа по OIBDA выросла с 42,5% в I квартале года до 45% во II квартале, хотя за соответствующий период 2008 года этот показатель составил 46,7%. ARPU (доход с одного абонента) вырос с 33,6 грн в I квартале года до 35,8 грн, но немного снизился по сравнению со II кварталом 2008 года (тогда он составлял 36,52 грн). А чистая прибыль выросла на 47,7% – до 142,4 млн грн – по сравнению с I кварталом и упала на 61,9% против соответствующего периода прошлого года. Объем капитальных вложений оператора в Украине во II квартале сократился в 2,5 раза – 83,2 млн грн против 208,6 млн грн годом ранее.
Из отчета группы МТС следует, что на снижение рентабельности по OIBDA повлияли показатели розничного бизнеса. Тем не менее президент МТС Михаил Шамолин отметил, что подобных результатов ожидали, и оператор будет развивать розницу и в дальнейшем. Но от планов по покупке розничной сети в Украине в компании отказались, хотя, по словам Андрея Дубовскова, такие переговоры велись. "В Украине нет розничного игрока, который контролировал бы хотя бы 10% рынка – в этом случае покупка имела бы смысл. Ритейл – затратный сегмент, и в Украине мы вполне можем без него обойтись",– говорит господин Дубовсков.
Не собираются развивать в Украине и фиксированный ШПД-доступ в интернет по примеру российских МТС, купившего "Комстар-ОТС", и "Киевстара", недавно начавшего строительство оптоволоконной сети фиксированной связи. "При всей перспективности этого направления сейчас не время зарывать в землю такие огромные деньги, потому в ближайшее время мы будем делать ставку на беспроводной ШПД-доступ в интернет на базе CDMA-450",– отмечает Андрей Дубовсков.
Аналитики говорят, что МТС показывает результат лучше, чем у конкурентов, опубликовавших отчетность,– "Киевстар" и "Астелит". "Во II квартале 'Киевстар' потерял 500 тыс. абонентов, а МТС – всего 160 тыс., при этом 'Астелит', который в последние годы постоянно наращивал базу, количество активных абонентов не увеличил,– говорит аналитик GfK Ukraine Глеб Вышлинский.– II квартал можно назвать кварталом МТС". По словам аналитика, "Киевстар" и "Астелит", в отличие от "МТС-Украина", слишком долго не меняют своего позиционирования. Поэтому лидер рынка компания "Киевстар" теряет абонентов очень активно, хотя и остается наиболее прибыльным оператором, говорит господин Вышлинский. Наиболее красноречивым является соотношение показателя MoU (количество минут, выговариваемых абонентом в месяц) двух ведущих операторов: по результатам II квартала у МТС он составил 441 мин., а у "Киевстара" – всего 166 мин.
Отметим, что II квартал стал более удачным для всех операторов. Несмотря на существенное снижение абонбазы, "Киевстар" также улучшил показатели во II квартале по сравнению c I – выручка выросла на 3%. За этот же период выручка "Астелита" выросла на 9%. Однако, по словам вице-президента инвестбанковского подразделения ИК Dragon Capital Максима Нефьодова, о позитивных изменениях на рынке говорить рано. "Показательным будет даже не III, а IV квартал года",– считает господин Нефьодов.