Украинский рынок мороженого с прошлого года стагнирует, тем не менее производители продолжают наращивать мощности. Как отмечают эксперты и производители, мороженщики в активном поиске экспортных рынков. В их планах не только более активное сотрудничество со странами СНГ, но и западными странами.
Как и было анонсировано одним из ведущих производителей мороженого компанией «Элит» (ТМ «Ажур»), компания запускает новый завод с проектной мощностью до 150 т продукции в сутки в Смеле. Как заявлялось ранее управляющим бизнесом компании «Элит» Грачиком Варданяном, долгосрочный план предусматривает инвестиции в EUR20 млн. В компании отмечают, что это единственный комплекс с замкнутым циклом производства мороженого в Украине. «На заводе самая большая в Европе линия по изготовлению продукции в вафельном стакане, производительностью 30 тыс. порций в час, эскимогенератор POLLO для производства мороженого в форме «винт», экструзионные линии для мороженого эскимо»,— говорят в компании.
Кроме того, на заводе установлена линия Rollo Fashion, не имеющая аналогов в Восточной Европе, которая позволяет выпускать объемное мороженое любой формы.
Как сообщили «і» в компании, решение по открытию нового завода было принято из-за нехватки мощностей. Только несколько видов продукции будут производиться на старом заводе. «Основное же производство будет на новом»,— отмечают в компании. Также компания «Элит» рассматривает возможность экспортных поставок на европейские рынки. «Мы рассматриваем возможность адаптировать одну из наших торговых марок для западного рынка»,— отмечает специалист компании «Элит».
В то же время перспектив для роста украинского рынка мороженого нет и не предвидится. Если в 2008 г. сегмент стагнировал, то в 2009 г. ожидается падение. По прогнозам директора по маркетингу «Луганскхолод» (ТМ «Королевское мороженое») Сергея Гомоненко, в первом полугодии спад составит до 15% — до 105-110 тыс. т. По его данным, в 2008 г. производство составило всего 125 тыс. т. Компания также планирует расширение — в конце года «Луганскхолод» установит новую производственную линию в рамках действующего завода. Уже в этом году компания заключила договора на экспортные поставки в Казахстан и Азербайджан. Также производитель отправит продукцию в Израиль и Молдову. А вот больших планов на отечественного потребителя у «Королевского мороженого» нет. «Мы планируем увеличить нашу долю рынка с 8% до 10%»,— отмечает Сергей Гомоненко. Однако увеличение доли может произойти не за счет роста рынка, а за счет закрытия мелких региональных производителей-сезонников. Уже сейчас общие кризисные явления — нехватка оборотных средств и отсутствие кредитования — не позволили начать сезон не только локальным игрокам, но и затормозят работу более крупных операторов.
Компания «Рудь» с одноименной ТМ успела увеличить мощности еще до кризиса в прошлом году. «Мы всегда в поиске новых экспортных рынков и активно работаем в этом направлении»,— отмечает начальник отдела маркетинга компании Людмила Юрковская. По ее словам, украинское мороженое конкурентоспособное и, по мнению западных экспертов, соответствует стандартам качества Евросоюза.