12 мая 2009 года Национальный банк Украины принял небольшое Постановление № 282, которое вызвало ряд вопросов простых граждан – вкладчиков банков и разногласий в ответах на них как банков, так и самого Нацбанка. Согласно этому Постановлению прекращают свое действие пункты 2 и 5 Постановления НБУ № 413 от 4 декабря 2008 года, которые обязывали банки «принимать необходимые меры относительно обеспечения позитивной динамики увеличения объемов депозитов (прежде всего в национальной валюте) с целью не допустить досрочного возврата денег, размещенных вкладчиками», а также установлен контроль Нацбанка за исполнением банками этого обязательства. Таким образом, отказывая в досрочном возвращении депозита, банки ссылались на постановление № 413, а также на Письмо Нацбанка от 06.12.2008 р. N 22-310/946-17250, правомерность, а также обязательность которого для банков вызывает большие сомнения.
Тем не менее, принятие Постановления № 282 значительно упрощает процедуру возвращения депозита для вкладчиков, поскольку до 12 мая возможность забрать собственные деньги у банков существовала только путем защиты своих прав в судебном порядке. Для этого простому гражданину необходимо было правильно составить исковое заявление, собрать необходимые документы и изучить азы юриспруденции, поскольку затраты на профессиональную помощь юриста часто оказывались значительной частью самого депозита, который нужно было вернуть, и не оправдывали такие затраты.
На сегодняшний день процедура досрочного расторжения договора и возврата денег не требует обращения в суд. Гражданину достаточно написать соответствующее письмо в банк, с которым заключен договор банковского вклада, о досрочном его расторжении и просьбой вернуть деньги и проценты за фактическое время депозита (в договоре, как правило, оговорена сумма процентов, которые выплачиваются в случае досрочного расторжения договора). Содержание письма обязательно должно иметь ссылку на пункты договора, в которых говорится о возможности его досрочного расторжения, а также статью 1060 Гражданского кодекса Украины. Дополнительно также можно сослаться на соответствующее постановление НБУ № 282, таким образом, вы заблаговременно не даете банкам возможностей для отказа. После предоставления соответствующего письма банку, он, как правило, возвращает деньги в срок от 1 до 5 дней, это зависит от суммы депозита, условий самого банка, а также сроков, которые оговорены в соответствующем договоре вкладчика.
На первый взгляд все довольно просто и легко: вместо дополнительных трат времени, денег и нервов на судебное разбирательство гражданину достаточно написать письмо и он получает свои кровно заработанные деньги в срок максимум 5 дней. Если б не было одно но - согласно данным информационных агентств, только 8 из 15 крупнейших банков Украины досрочно возвращают вклады по заявлению граждан. Так, “Райффайзен Банк Аваль”, “ОТР-банк”, “Кредитпромбанк”, “Альфа-банк” и “Проминвестбанк”, запрет на досрочную выдачу депозитов сняли во вторник (19 мая). Эти банки выдают депозит через 2 дня после того, как клиент напишет заявление с просьбой разорвать договор. Еще проще получить деньги в банке “Форум”, писать заявление нужно только в том случае, если сумма депозита больше 10 тысяч гривен, если депозит менее 10 тысяч гривен, то клиент может получить свои деньги сразу из кассы, если больше - то через два дня после написания заявления”. В банке “Крещатик” утверждают, что еще до постановления НБУ выдавали досрочные депозиты - через три дня после заявления на их получение. Почти такая же ситуация и в ПУМБе, разница заключается в том, что сотрудники банка не могут сказать точно, через какое время после написания заявления будет возвращен депозит (до постановления НБУ деньги выдавались на 5-й день, как будет сейчас - пока еще неизвестно). Другие же 7 банков такие как, “Приватбанк”, “Укрсоцбанк”, “Укрсиббанк”, “Правекс-банк”, “ВТБ-банк”, “Сведбанк” и “Укргазбанк” деньги отдавать не спешат, мотивируя тем, что не видели соответствующего постановления. Казалось бы, всегда можно пожаловаться на неправомерные действия банков в Нацбанк, который призван контролировать исполнение своих распоряжений и защищать права вкладчиков, но там ситуация еще хуже, поскольку Глава НБУ Владимир Стельмах заявил, что ничего не слышал о прекращении моратория, более того – никаких документов относительно этого вопроса не подписывал. Открытым остается вопрос, как в НБУ могли обнародовать такое распоряжение без согласия и подписи его Главы и кто может выдавать такие распоряжения в обход его кабинета. На мой взгляд – это полный абсурд.
Сейчас важным остается только то, что соответствующее распоряжение доведено широкой общественности. Результатов не получает тот, кто для этого ничего не делает. Поскольку вы имеете полное право на получение своих денег, можете смело направляться в свой банк с соответствующим требованием. Если в устной беседе результатов не получили, требуйте письменного ответа на ваше письмо. Не думаю, что банк ответит вам, что никакие распоряжения НБУ не доводились до их ведома (на всякий случай соответствующее постановление можно приложить к письму). Также не забывайте, что вы всегда можете пожаловаться соответствующему руководителю банка на действия рядового работника или же в сам Нацбанк на недобросовестные действия банка. Согласно ст. 67 Закона «О банках и банковской деятельности» НБУ проводит банковский надзор за соблюдением банками законодательства и прав вкладчиков, а также имеет право применять необходимые меры к нарушителям. Часто такие намерения вкладчика стимулируют конкретного работника банка не допустить конфликта и негативных последствий для себя, в результате чего вы получаете свои деньги и “мирно” расходитесь.
Более того, формально никакого моратория вообще не было, поскольку самим постановлением № 413 было отменено постановление НБУ № 319 от 11 октября 2008 года, которое устанавливало ограничение на досрочное возвращение депозитов. Вместо того, в постановлении № 413 устанавливалось только обязательство «обеспечить позитивную динамику увеличения депозитов с целью, чтобы не допустить досрочного возвращения денег, размещенных вкладчиками».
Подводя итоги, нужно констатировать, что само наличие прав граждан не гарантирует их бесспорного соблюдения. Обращение в банк с письмом – первый шаг к достижению своей цели с минимальными затратами.
Автор: Зоряна Топорецька, Июнь 4, 2009